Каким теперь будет порядок увеличения пенсий по указу президента
В число поправок, внесенных президентом РФ в пенсионную реформу, попал порядок увеличения пенсионного пособия в следующие 6 лет и новые правила в порядке индексации с 2025 года. Все поправки внесены на второе чтение в ГД РФ. Разберемся в них подробно.
Поправки от президента
Согласно рекомендациям В.В. Путина, цена за один пенсионный балл в 2019 году должна вырасти на 7,05%, что составит 87,24 руб. Фиксированные выплаты к пенсии также вырастут на 7,05%, что эквивалентно 5334 руб.
В 2020 году цена балла и выплаты фиксированного значения должны увеличиться на 6,6%, в 2021 г – на 6,3%, в 2022 г – на 5,9%, в 2023 г – на 5,6%, а в 2024 г – на 5,5%. Таким образом, в 2024 г цена балла составит 116,63 р., с учетом роста к нынешнему значению в размере 43%, а выплаты фиксированного порядка дорастут до 7131 руб., с учетом тех же 43%.
Порядок расчетов по увеличению наступает с 01 января каждого года. Ожидаемый рост пенсии по старости в номинальных выражениях 43%, но только в 2024 г, что впрочем, не противоречит обещаниям правительства о росте пенсионных выплат до 20 000 руб. Страховая часть пенсионных выплат рассчитывается по формуле: пенсионные баллы в сумме умножить на стоимость баллов, плюс фиксированная выплата. Сегодня это составляет 14000 руб.
Предполагается, что возрастание размера пенсионного обеспечения превысит увеличение по показателям инфляции, которые закладываются не более 4% до 2024 г. Но если инфляция окажется более прогнозируемых 4%, то реальное увеличение пенсионных выплат будет стоять под вопросом.
Пенсии для тех, кто продолжает работать
Июньский законопроект ничего не сказал про повышение пенсий, хотя правительство и напрямую связывало повышение возраста выхода на пенсию с увеличением выплат. В комитете ГД по труду и социальной политике призвали закрепить на законодательном уровне рост пенсий в размерах, превышающих инфляцию. Президент в августовском обращении также пообещал позаботиться о заложении механизма ежегодного повышения пенсионных выплат.
Внесенные В.В. Путиным поправки вроде бы и не противоречат обещаниям: пенсии пожилых людей, продолжающих трудиться, которые не индексировались с 2016 г будут также увеличиваться в наступающих годах, как и пенсионные выплаты нетрудоспособным пенсионерам. Это заключение следует из того, что нет специальной оговорки о нераспространении значений пенсионных баллов и фиксированных выплат на работающих пенсионеров в 2019-2024 г. Поправки нет и резонно предполагать, что для работающих пенсионеров также сохранится увеличение объема выплат.
Но в пресс-службе Минтруда сообщили, что предполагаемое увеличение в 2019-2024 годах пенсионных выплат, прописанное в поправках президента, касается только тех пожилых людей, кто не работает.
Механизмы индексации после наступления 2024 года
Действующий закон РФ о страховых пенсиях предписывает уже установленные механизмы индексации, то есть увеличение пенсионных выплат в зависимости от роста инфляции предыдущего года. Так, предполагается, что с 01 февраля каждого года увеличение должно быть соразмерно индексу потребительских цен за прошедший год. Это значит, что повышаться должна стоимость пенсионного балла и, соответственно, объем фиксированных выплат.
Допустимо проведение индексации с 01 апреля, касается это также стоимости одного пенсионного балла или/и объема фиксированной выплаты. Размер индексации зависит от ряда определенных условий, например, роста доходов ПФР. Но такой механизм никогда не действовал, в 2016 г страховая часть пенсии была проиндексирована на 4% — это меньше роста инфляции за 2015 г (12,9%), а в 2018 г индексация превысила показатель роста инфляции за 2017 г.
Методика апрельской индексации не проводилась с 2015 г, так как механизм с учетом расчета по стоимости пенсионного коэффициента не был утвержден правительством РФ. Получается, что с 2016 г весь механизм индексации страховой части пенсионных выплат остановлен до 01.01.2019 г.
Также до 01.01.2019 г не работают положения закона, где определяется порядок ежегодного повышения стоимости пенсионного балла, индексации фиксированной части выплаты. В.В. Путин предложил продлить приостановку положений вплоть до 01.01.2025 г., а потом просто перейти на обновленные правила индексации, при которых повышение от 01 февраля должно будет соответствовать уровню инфляции за прошедший год. Такая технология предусмотрена ныне действующим законодательством.
Дополнительная индексация от 01 апреля также станет возможной, но только при условии роста номинального показателя среднемесячной заработной платы за предыдущий год выше уровня инфляции. Получается, что дополнительная индексация будет соответствовать разнице между ростом заработной платы и цены. Пример: рост номинальной заработной платы показал 6%, рост потребительских цен – 4%, размер дополнительной апрельской индексации составит 2%. Однако и тут оговорка: не выше индекса роста доходов бюджета ПФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части пенсии.
Где логика? Все дело в том, чтобы в перспективе рост пенсий никак не опережал рост заработной платы. Ограничением же дополнительной индексации также служила оговорка по индексу роста доходов бюджета ПФР, направляемых на выплату страховых пенсий в расчете на одного пенсионера – все это длилось до 2016 г, при этом показатель не устанавливался ни одним нормативным актом.
В итоге Совет Федерации по социальной политике отметил, что методика определения роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, отсутствует как таковая. Это было высказано в заключении на бюджет ПФР на 2015 г. Все годы ПФР и министерства, заинтересованные в данном вопросе, руководствовались понятиями определенными, но не описанными нигде, а значит, не утвержденными расчетными процедурами.